Возникновение и развитие гребного спорта началось несколько тысячелетий назад, задолго до того, как человек научился использовать силу ветра для движения парусных судов.

Первые сведения о соревнованиях на лодках были обнаружены в Египте в XVвеке до н.э. в виде настенных изображений лодок с гребцами.

В 566 – 565 году до н.э. в программу Панофинских игр были включены состязания гребцов.

В Риме конструкция арены Колизея позволяла превращать ее в бассейн, в котором проводились битвы на воде (наумахии) – было это во второй половине I века до н.э.

Позднее при строительстве судов стали применять специальные приспособления для крепления весел (уключины), которые оказались наиболее удобными на крупных гребных судах, где гребцы располагались в два, три (биремы, триремы), иногда четыре яруса, а их количество достигало до 100 человек. Их широко применяли финикийцы, греки, римляне, позднее турки, византийцы и другие народы.

Спортивная гребля в современном понимании этого слова начала широко распространяться в Англии в начале XVIIIвека. В то время Лондон располагался на островах, не имел еще мостов и водные переправы были единственным средством сообщения. С целью проверки готовности лодок и самих перевозчиков к навигации для них с 1716 года городские власти начинают проводить ежегодные соревнования. Победитель получает приз – красную повязку на рукаве с изображением паромщика (перевозчика). Такой знак служил отличной рекламой, как для самого победителя, так и для владельца той переправы, где работал победитель. Гребной спорт становится весьма популярным в Англии, но в нем принимают участие пока только гребцы – профессионалы, т.е. лица, связанные своей трудовой деятельностью непосредственно с греблей.

В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб «Невский флот», основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.

Первым шагом в развитии любительского гребного спорта стали соревнования студентов Оксфордского университета. Впервые они были проведены в 1822 году.

В 1829 году в г.Хенли состоялась первая гонка между гребцами Оксфордского и Кембриджского университетов на восьмерках. В дальнейшем эта гонка стала традиционной и проводится ежегодно по нынешний день в конце апреля. Дистанция перенесена в Лондон, на реку Темзу, расположена между мостами «Путней» и «Чезвик», ее протяженность – 4 мили 180 ярдов (около 7 км.)

В 1830 году в Англии появились первые лодки в выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической». Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой (скифовой) обшивкой.

В Англии родилось еще одно традиционное соревнование – Хенлейская регата. С 1839 года в г.Хенли на Темзе ежегодно разыгрывались призы для сильнейших гребцов планеты, определяемых по результатам чемпионата мира, а ранее – по результатам чемпионата Европы в одиночках, двойках парных, двойках распашных без рулевого, восьмерках.

Начиная с 1836 года  в странах  Европы стали организовываться гребные клубы.

Во второй половине XIX– начале XX вв соревнования гребцов получают все большее распространение как в странах Европы ( во Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, позже в Германии), так и за океаном (в США и Канаде).

В 1892 году организовано международное объединение по академической гребле (ФИСА). Странами – учредителями стали Бельгия, Италия, Франция и Швейцария, а также Адриатика.

С 1893 года по решению ФИСА начали регулярно проводиться чемпионаты Европы по академической гребле. До 1900 года сильнейшими были французские и бельгийские спортсмены.

В период Первой мировой войны чемпионаты Европы не проводились. Они возобновились с 1920 года. В послевоенные годы необходимо отметить успехи гребцов Швейцарии, которые первыми из европейских стран применили метод гребли Ферберна. С середины 30-х г.г. в лидеры выходят спортсмены Германии. Повышается класс гребли в США, Канаде, Австралии.

Академическая гребля была включена в программу IОлимпийских игр в 1896 году, проходивших в Афинах. Заезды должны были проходить в открытой гавани Пирея, но из-за плохой погоды были отменены. С 1900 года заезды по академической гребле стали проводиться регулярно. IIОлимпийские игры проводились в Париже. Гребцы соревновались в четырех классах судов: одиночках, двойках, четверках и восьмерках.

С 1962 года один раз в 4 года, а с 1974 года ежегодно проводится чемпионат мира.

Сборная команда СССР впервые приняла участие в Олимпийских играх в 1952 году. В неофициальном командном зачете она заняла IIместо, уступив гребцам США всего одно очко. Олимпийским чемпионом на одиночке впервые стал советский гребец Ю. Тюкалов. Двойка парная (2х) Украины и московская восьмерка (8+) «Крылья Советов» (загребной В.Крюков) завоевали серебряные медали.

В 1954 году было проведено первенство Европы среди женщин.

В 1974 году впервые в программу чемпионата мира были включены заезды женцин.

С 1976 года заезды женщин входят в Олимпийскую программу.

Чемпионат Беларуси на тренажерах "Концепт" 2018

Чемпионат Беларуси на тренажер...

Чемпионат Республики Беларусь прошел 26-28 декабря в Минске

Стипендиаты Президентского спортивного клуба

Стипендиаты Президентского спо...

19 декабря в Зале олимпийской славы штаб-квартиры НОК Беларуси прошла...

Первенство на тренажерах "Концепт"

Первенство на тренажерах "...

Первенство Республики Беларусь на гребных тренажерах "Концепт" проходи...

Чествование призеров Юношеских Олимпийских игр

Чествование призеров Юношеских...

15 ноября состоялось чествование победителей и призеров III летни...

PreviousNext