История развития
Возникновение и развитие гребного спорта началось несколько тысячелетий назад, задолго до того, как человек научился использовать силу ветра для движения парусных судов.
Первые сведения о соревнованиях на лодках были обнаружены в Египте в XVвеке до н.э. в виде настенных изображений лодок с гребцами.
В 566 – 565 году до н.э. в программу Панофинских игр были включены состязания гребцов.
В Риме конструкция арены Колизея позволяла превращать ее в бассейн, в котором проводились битвы на воде (наумахии) – было это во второй половине I века до н.э.
Позднее при строительстве судов стали применять специальные приспособления для крепления весел (уключины), которые оказались наиболее удобными на крупных гребных судах, где гребцы располагались в два, три (биремы, триремы), иногда четыре яруса, а их количество достигало до 100 человек. Их широко применяли финикийцы, греки, римляне, позднее турки, византийцы и другие народы.
Спортивная гребля в современном понимании этого слова начала широко распространяться в Англии в начале XVIIIвека. В то время Лондон располагался на островах, не имел еще мостов и водные переправы были единственным средством сообщения. С целью проверки готовности лодок и самих перевозчиков к навигации для них с 1716 года городские власти начинают проводить ежегодные соревнования. Победитель получает приз – красную повязку на рукаве с изображением паромщика (перевозчика). Такой знак служил отличной рекламой, как для самого победителя, так и для владельца той переправы, где работал победитель. Гребной спорт становится весьма популярным в Англии, но в нем принимают участие пока только гребцы – профессионалы, т.е. лица, связанные своей трудовой деятельностью непосредственно с греблей.
В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб «Невский флот», основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.
Первым шагом в развитии любительского гребного спорта стали соревнования студентов Оксфордского университета. Впервые они были проведены в 1822 году.
В 1829 году в г.Хенли состоялась первая гонка между гребцами Оксфордского и Кембриджского университетов на восьмерках. В дальнейшем эта гонка стала традиционной и проводится ежегодно по нынешний день в конце апреля. Дистанция перенесена в Лондон, на реку Темзу, расположена между мостами «Путней» и «Чезвик», ее протяженность – 4 мили 180 ярдов (около 7 км.)
В 1830 году в Англии появились первые лодки в выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической». Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой (скифовой) обшивкой.
В Англии родилось еще одно традиционное соревнование – Хенлейская регата. С 1839 года в г.Хенли на Темзе ежегодно разыгрывались призы для сильнейших гребцов планеты, определяемых по результатам чемпионата мира, а ранее – по результатам чемпионата Европы в одиночках, двойках парных, двойках распашных без рулевого, восьмерках.
Начиная с 1836 года в странах Европы стали организовываться гребные клубы.
Во второй половине XIX– начале XX вв соревнования гребцов получают все большее распространение как в странах Европы ( во Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, позже в Германии), так и за океаном (в США и Канаде).
В 1892 году организовано международное объединение по академической гребле (ФИСА). Странами – учредителями стали Бельгия, Италия, Франция и Швейцария, а также Адриатика.
С 1893 года по решению ФИСА начали регулярно проводиться чемпионаты Европы по академической гребле. До 1900 года сильнейшими были французские и бельгийские спортсмены.
В период Первой мировой войны чемпионаты Европы не проводились. Они возобновились с 1920 года. В послевоенные годы необходимо отметить успехи гребцов Швейцарии, которые первыми из европейских стран применили метод гребли Ферберна. С середины 30-х г.г. в лидеры выходят спортсмены Германии. Повышается класс гребли в США, Канаде, Австралии.
Академическая гребля была включена в программу IОлимпийских игр в 1896 году, проходивших в Афинах. Заезды должны были проходить в открытой гавани Пирея, но из-за плохой погоды были отменены. С 1900 года заезды по академической гребле стали проводиться регулярно. IIОлимпийские игры проводились в Париже. Гребцы соревновались в четырех классах судов: одиночках, двойках, четверках и восьмерках.
С 1962 года один раз в 4 года, а с 1974 года ежегодно проводится чемпионат мира.
Сборная команда СССР впервые приняла участие в Олимпийских играх в 1952 году. В неофициальном командном зачете она заняла IIместо, уступив гребцам США всего одно очко. Олимпийским чемпионом на одиночке впервые стал советский гребец Ю. Тюкалов. Двойка парная (2х) Украины и московская восьмерка (8+) «Крылья Советов» (загребной В.Крюков) завоевали серебряные медали.
В 1954 году было проведено первенство Европы среди женщин.
В 1974 году впервые в программу чемпионата мира были включены заезды женцин.
С 1976 года заезды женщин входят в Олимпийскую программу.